Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Активно обсуждаемая в наши дни тема цифровой трансформации является предметом обсуждения в деловых кругах. Считается, что компании, не следующие за новейшими технологическими направлениями, лишены будущего. Тем не менее, до сих пор не все понимают, что же подразумевается под данной темой, и какие определения наиболее точно описывают ее суть. В данной статье мы постараемся прояснить эту актуальнейшую тему: расскажем, что представляет из себя цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества получает предприятие в процессе ее осуществления и какие технологии используются в процессе диджитализации бизнес-процессов.
Цифровая трансформация: суть и охват
При обсуждении цифровизации многие считают ее лишь внедрением информационных технологий в бизнес. Однако наличие ИТ-систем и автоматизация бизнес-процессов - это не главное в цифровой трансформации. В это понятие входит не только технологическая сторона, но и серьезные изменения в самом бизнесе.
Действительно, слово "трансформация" говорит о глубинном изменении бизнеса. Принципы развития компании, ее стратегия, культура корпоративного общения, продукты и услуги - все меняется. В цифровую трансформацию входят как технические, так и организационные изменения.
У многих компаний на пути к цифровой трансформации лежит использование платформенных решений - создание цифровой экосистемы, которая объединяет все службы компании и обеспечивает эффективное изменение процессов внутри организации.
Цифровая трансформация является актуальной проблемой не только для коммерческой сферы, но и для многих других областей деятельности - медицины, образования, культуры и государственного сектора в целом. Она работает на увеличение эффективности во всех областях и может стать одной из национальных целей развития в России до 2030 года, как это установлено Указом Президента от 21 июля 2020 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Процесс цифровой трансформации бизнеса не может быть успешным благодаря отдельному использованию модных технологий. Для того чтобы полностью изменить структуру бизнеса необходимо создать цифровую экосистему. Такая экосистема предполагает использование большого количества технологий, однако, не обязательно применять их все сразу.
Инновационная технология, которая используется в цифровой экосистеме, включает в себя искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Обработка больших данных уже актуальна для всех сфер бизнеса, и программа Евросоюза «Горизонт 2020» уже определила ее как «топливо для новой цифровой экономики».
Микросервисы – это особый подход к архитектуре приложений, где функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Каждый сервис отвечает за определенную бизнес-задачу и управляется одной командой разработчиков. Такой подход не только обеспечивает простоту внесения изменений, но и способствует развитию IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методы машинного обучения сейчас стремительно развиваются, и их применение проникает уже во все сферы экономики. Компьютерные программы и сервисы уже могут рекомендовать товары в соответствии с предпочтениями клиентов, выдавать кредиты, проводить собеседования, диагностировать состояние здоровья и выполнять многие другие функции человека.
Облачные технологии также дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Получение доступа к информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, безопасность и экономичность – это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели. Сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они могут предсказывать будущее состояние оригинала, используя данные искусственного интеллекта. Эта технология находит широкое применение в промышленности.
Наконец, DevOps – это целая философия и методология, которая объединяет команды разработки и поддержки. Внедряя практики DevOps, можно обеспечить быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com