Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы интерес к пластиковой упаковке для молочных продуктов значительно вырос в России. Ее доля в общем объеме используемых упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация в стране побудила отечественных производителей упаковки к наращиванию производственных объемов, чтобы удовлетворять потребности рынка, в то время, когда поставщики молочной тары повышают свои требования по качеству товара.
В этой статье мы рассмотрим различные виды упаковок для молочных продуктов и к каким требованиям российское законодательство их относит.
Разнообразие упаковки молочной продукции на сегодняшний день заставляет покупателей проводить не одну минуту возле прилавков, присматриваясь и выбирая. От производителей требуется предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, а это возможно, если знать, какие упаковочные материалы должны использоваться для каждой группы молочных товаров и какой вид фасования следует применять в каждом конкретном случае.
Мягкая упаковка, такая как фин-пак или берта-пак, изготавливается из полиэтилена повышенной прочности. Эти упаковки имеют форму пакета и чаще всего используются для розлива пастеризованного молока. Главным преимуществом мягкой упаковки являются ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и минусы — низкие сроки хранения продукта, а также возможность потери формы упаковки после ее вскрытия.
Полужесткая упаковка, которая производится из различных термопластов, имеет преимущества перед полиэтиленовыми пакетами. Упаковка обладает предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги, которые закрывают ее, а также форму, что делает ее идеальной для хранения кисломолочной продукции. Чаще всего в такой упаковке можно встретить йогурты, сметану, ряженку, творог. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если использовать многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2–3 раза.
Полужесткая упаковка, изготовленная из листовых и комбинированных материалов, таких как тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак, считается одним из самых популярных и экологических видов упаковки молочной продукции. Она имеет прочный материал, легкость, компактность и возможность для вторичной переработки. Самым востребованным пакетом данного вида фасования является тетра-пак, который полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного срока.
Из ежегодного производства около 33 млн тонн молока в России, каждый житель потребляет в среднем 173 литра. Медицинская норма потребления молока составляет 392 литра, из которых 116 литров — цельного молока.
Статья о молочной таре: маркировка и дизайн
По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.
Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.
Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.
В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.
Как выбрать оптимальную упаковку для молочных продуктов
Хотя каждый год производители молочной упаковки предлагают новые технические и маркетинговые решения, определенные тенденции можно отметить в соотношении типа продукции и вида упаковки.
Молоко и жидкие молочные продукты обычно разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.
Кисломолочная продукция обычно фасуется в полужесткую тару, изготовленную из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости, изготовленную из ударопрочных материалов. Многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента в наружных слоях и черной сажи в среднем слое имеют высокую непрозрачность, что обеспечивает сохранность продукта на длительный срок.
Для творожной продукции и сливочного масла важно обеспечить высокую жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Для этой категории товаров подходят пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Традиционной упаковкой для мороженого являются материалы на основе бумаги, такие как пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др. Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, упаковывают в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизировать, используя горячий и холодный способы склеивания.
Для упаковки мягких сыров применяют парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги, которые обеспечивают форму упаковки, влагостойкость и герметичность. Сухие молочные смеси обычно упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена все чаще используют для упаковки детского питания. Этот материал разрешен для пакования пищевых продуктов для детей и обеспечивает продукту длительное хранение в упаковке.
Многие производители молочной продукции при выборе упаковки не руководствуются только дизайном и техническими характеристиками, но и способом открытия пакета. На данный момент доступны различные методы закрытия/открытия емкостей для молочной продукции благодаря прогрессивным технологиям. Некоторые популярные виды упаковки включают:
- Перфорация - просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
- Отрывной ярлычок - с возможностью открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
- Пластиковая крышка - легко открывается и закрывается, подходит для многократного использования;
- Крышка обтекаемой формы - открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально, находится защитная мембрана для гарантии того, что пакет не был открыт ранее;
- Отверстие для соломинки - пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.
Существуют и другие виды упаковки, которые становятся все более популярными среди производителей. Особенно популярна пластиковая тара, которая может быть использована для различных продуктов в форме стаканчиков, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и т.д. Ее индивидуализация и доступная стоимость делают этот вид упаковки еще более привлекательным, а использование полипропилена с добавлением высокобарьерного слоя EVOH позволяет увеличить срок хранения молочных продуктов. Способы открытия/закрытия подобной упаковки также могут варьироваться, включая пленку с крышкой-нахлобучкой, крышку-нахлобучку, высечку (платинку) из фольги.
Сегодня широкую популярность у производителей приобретает асептическая упаковка, при которой сначала стерилизуется продукт и упаковочный материал, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая упаковка гарантирует защиту продукта от быстрой порчи и позволяет продлить срок его хранения без использования консервантов. Она обычно состоит из картонного корпуса, пленки из полиэтилена и алюминия.
Для продления срока годности молочной продукции производители используют новые методы фасования с использованием безопасных газомодифицированных смесей. Эти смеси создают в упаковке антибактериальную среду, что помогает сохранить все вкусовые качества продукта без использования консервантов.
Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, что позволяет выбрать наиболее инновационную упаковку, однако такое разнообразие товаров также усложняет выбор производителя при покупке.
Фото: freepik.com