Как начинался областной парламент: первый созыв 1994-1996 годов

Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области Создание Законодательного Собрания Владимирской области пришлось на 1994 год - трудный, переходный для системы власти в России.

Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области Создание Законодательного Собрания Владимирской области пришлось на 1994 год - трудный, переходный для системы власти в России. Вновь создаваемый региональный парламент поначалу даже не носил еще современного названия. Выборы тогда прошли в областную Думу I созыва. Однако вскоре депутаты-первопроходцы переименовали Думу в Законодательное Собрание. Появились и первые областные законы.

Представительная власть в России после принятия Конституции 1993 года начала новый этап развития и на федеральном, и на региональном уровнях.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. А уже 13 января 1994 года вышло постановление администрации Владимирской области № 5 «Об избрании представительного органа власти Владимирской области». В этом документе областной представительный орган был назван областной Думой. 

Конечно, в этом старом-добром названии — Дума — видели тогда историческую преемственность с истоками российского парламентаризма до 1917 года. 

Выборы во Владимирскую областную Думу I созыва состоялись 27 марта 1994 года. 

Количественный состав по числу тогдашних только одномандатных избирательных округов был определен в числе 21 депутата. Но в округе №5 выборы не состоялись из-за низкой явки. И в первый созыв вошли 20 народных избранников.

Понятно, что первый созыв отразил особенности переходного момента в государстве. Ведь даже важнейшие федеральные законы еще только вырабатывались, когда представительные органы уже были сформированы.

Депутаты I созыва за работой.

На составе областной Думы отразился период, когда еще только формировалась система разделения властей. Сегодня уже трудно представить депутатский мандат у представителя областной или муниципальной власти. А тогда было так. В первый избранный депутатский корпус вошли шесть работников образования и здравоохранения, шесть директоров промышленных предприятий, один сотрудник правоохранительных органов, один — представитель инженерно-технических работников и шесть представителей исполнительных органов власти. В том числе - четыре главы местных администраций из городов Кольчугино, Муром, Вязники и Гусь-Хрустального района, а также два заместителя главы администрации области. 

Первое заседание нового законодательного органа области состоялось 11 апреля 1994 года. На нем были избраны председатель и его заместитель, образованы постоянно действующие комитеты. А также принято решение о смене названия представительного органа. Он стал называться Законодательным Собранием Владимирской области. 

Партийный расклад в созыве выглядел политизированным, в полном созвучии с тем сложным периодом середины 90-х годов в стране. 

Первым председателем Законодательного Собрания был избран Николай Владимирович Виноградов.

Николай Владимирович Виноградов родился 22 апреля 1947 года в городе Владимире. В 1973 году окончил Московский инженерно-строительный институт, после чего работал на ЗАО «Владимирский ЖБК», став позднее главным инженером предприятия. В 1973 году вступил в КПСС. С 1977 по 1983 год секретарь парткома треста «Владимирстройконструкция», инструктор, заместитель заведующего отделом обкома КПСС. В 1983—1985 годах — второй секретарь Владимирского горкома КПСС; в 1985—1987 годах — первый секретарь Кольчугинского горкома КПСС; в 1987—1989 годах — ответственный работник ЦК КПСС; в 1989—1991 годах — второй секретарь Владимирского обкома КПСС. В 1989 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1991 по 1994 год – заместитель директора АО «Владимироптторг». Председатель Законодательного Собрания I созыва Виноградов Николай Владимирович (1994 – 1996). С 1997 по 2000 год - глава администрации Владимирской области, а с 2000 по 2013 год был губернатором региона. С 2022 года – советник губернатора Владимирской области Александра Авдеева.Награжден орденами Почета (2001), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004).

Поначалу председатель и другие освобожденные работники размещались в одном 15-метровом кабинете.

- Условия работы первых двадцати депутатов, избранных всего на два года, были спартанскими – небольшая аудитория на 6-м этаже белого дома и минимальный набор оргтехники. А задачи стояли грандиозные – с чистого листа выработать внятные правила игры для всех ветвей местной власти в новых условиях. Тот двухлетний период был очень насыщен различными событиями, дискуссиями. Но как-то получилось, что не было розни. Путем убеждения, доводов нам как-то удавалось находить общие позиции, и большинство документов проходило, - вспоминает Николай Владимирович Виноградов .

Заместителем председателя стал Евгений Павлович Ильюшкин. В 1995 году на этом посту его сменил Александр Михайлович Синягин. 

В составе Законодательного Собрания было образовано и действовало четыре постоянных комитета: 

комитет по собственности и экономической реформе - председатель Сергей Константинович Князьков из Мурома, начальник отдела охраны «Муроммашзавода»; комитет по бюджетной и налоговой политике - председатель Евгений Павлович Ильюшкин, начальник Владимирского троллейбусного управления; комитет по социальной политике - председатель Юрий Александрович Леонтьев, замдекана механико-технологического факультета Владимирского политехнического института; комитет по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядку — председатель Олег Петрович Руденко, начальник штаба УВД г. Александрова.

Значительная доля представителей исполнительной власти в первом созыве Заксобрания свидетельствовала и о том, что жители доверяли должностным лицам областной и местной исполнительной власти представлять свои интересы на региональном уровне. Однако из-за такого совмещения у части депутатов членства в двух ветвях власти едва не возник областной «парламентский кризис». Осенью 1995 года вышли федеральные законы, запретившие представителям исполнительной власти совмещать государственную и муниципальную службу с депутатской деятельностью. Законодательному Собранию пришлось пройти через судебные тяжбы (вплоть до Верховного суда РФ), чтобы деятельность ЗС в 1996 году считалась легитимной. Более того, срок работы созыва удалось законно продлить на несколько месяцев. Так, избранный в марте 1994-го на два года депутатский корпус проработал дольше на несколько месяцев — до декабря 1996 года.

Первому созыву Законодательного Собрания пришлось с нуля нарабатывать законодательную базу по представительным органам местного самоуправления. Процесс разработки и принятия уставов муниципальных образований региона шел, конечно же, при поддержке Законодательного Собрания. Депутаты ЗС обеспечили и проведение выборов глав местного самоуправления.

Впервые был создан аппарат Заксобрания, первым руководителем которого стал Юрий Матвеевич Федоров.

Первый созыв менее чем за два года полномочий провел 62 заседания и рассмотрел более 800 вопросов.

В течение I созыва с апреля 1994-го по декабрь 1996 года депутаты приняли 55 областных законов. В том числе: 

Регламент Законодательного Собрания; Закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Владимирской области»; Закон «О Законодательном Собрании Владимирской области»; Закон «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Владимирской области»; Закон «О порядке организации и проведения референдума на территории Владимирской области»; Закон «О выборах главы администрации Владимирской области»; Закон «О статусе депутата представительных органов местного самоуправления»; Закон «Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области»; Закон «О выборах глав местного самоуправления»; Закон «О регистрации уставов муниципальных образований на территории
Владимирской области»; Закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления на территории Владимирской области». Одним из важных решений стало и создание Счетной палаты. Именно первый созыв принял решение об увеличении численности депутатского корпуса и срока последующих созывов Законодательного Собрания. 23 августа 1996 года депутаты внесли изменения в Закон «О Законодательном Собрании Владимирской области» и установили, что в ЗС будет 37 депутатов, а срок их полномочий расширен до четырех лет. Новая схема нарезки избирательных округов позволила ликвидировать перекос в числе избирателей, который был на первых выборах в 1994 году; и создать более работоспособный по численности областной представительный орган. Автор: Александр Известков

Последние новости

Проблемы обращения с отходами во Владимирской области

Общественная палата региона изучила работу мусоросортировочной станции в микрорайоне Доброе.

Создание единого федерального чата для поддержки семей участников СВО

Новый ресурс предлагает психологическую помощь в трудные времена.

Обмен практиками в здравоохранении между регионами

Делегация Владимирской области посетила Калужскую область для изучения опыта в области здравоохранения.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Павлово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *